Средний класс, который еще не так давно воспринимался политологами в качестве основы российского общества и опоры нынешней власти, постепенно размывается. Более того, некоторые экономисты одним из социальных последствий продолжающегося уже три года кризиса видят как раз постепенное исчезновение среднего класса. Всё это очень похоже на продолжающиеся более двадцати лет дискуссии о том, что в новой России средний класс как таковой так и не сформировался.
Прежде чем продолжить, стоит договориться о терминах. В зависимости от того, какие критерии применять, оценки среднего класса в России могут отличаться весьма существенно. Если применять принятые в западных странах критерии материального положения, к среднему классу в России может быть отнесено не более 4% наших сограждан. Если же дать населению самому ответить на этот вопрос или применить методику, которую использует для оценки среднего класса Всемирный Банк, тогда в это число попадет более чем 80% населения России.
Следует помнить, что, помимо достатка и самоидентификации, на принадлежность к среднему классу также влияет социальный статус, который в первую очередь определяется уровнем образования. В развитых странах выпускник колледжа автоматически попадает в социальную группу со стартовым уровнем доходов выше среднестатистического значения (во всяком случае, так было до недавних пор). В России же учителей, врачей, инженеров, научных работников в основной массе трудно назвать состоятельными людьми.
Если же ориентироваться только на материальное положение, тогда нижнюю границу доходов представителей среднего класса следует установить на уровне в 20−30 тысяч рублей в месяц. Такую точку зрения высказал месяц назад министр экономического развития РФ Максим Орешкин в интервью «Газете.ru». При этом он уточнил, что этот уровень зависит от региона и в Москве, естественно, будет выше. В принципе, эта оценка совпадает с критериями Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС: эксперты Института относят к среднеобеспеченным те семьи, которые не испытывают сложностей с покупкой еды и одежды, но не могут купить, например, автомобиль.
Так как же отразился кризис на положении среднего класса? По нашим оценкам, за последние три года доходы населения снизились примерно на 11% (оценка Высшей школы экономики выше – 12.8%), а накопленная инфляция за тот же период времени составила почти 26%. При этом, согласно данным Росстата, в течение последних двух лет индексация зарплат касалась преимущественно самых низкооплачиваемых и самых высокооплачиваемых работников. Среднему классу опять предложили самому о себе позаботиться.
Данные Института социальной политики ВШЭ позволяют проследить за динамикой расходов россиян с ежемесячным доходом от 24 тысяч рублей на каждого члена семьи – тот самый минимальный порог для отнесения к среднему классу, который предлагает установить министр Орешкин. Так вот, россияне со средним достатком стали экономить на покупке одежды и обуви (с этим пришлось столкнуться 46% опрошенных). Им также пришлось экономить на продуктах питания (36%) и отдыхе (45%). Они также стали ограничивать себя в расходах на досуг (34%) и в расходах на приобретение дорогостоящих товарах длительного пользования (27%).
Нет сомнений в том, что малообеспеченным гражданам пришлось экономить больше и в целом последние три года были для них более тяжелыми. Однако для представителей среднего класса снижение качества жизни субъективно ощущается болезненнее, поскольку изначально они пользовались более качественными товарами и услугами. Более того, даже тем, чьи номинальные доходы за время кризиса не упали, всё сложнее ассоциировать себя со средним классом, так как из-за накопленной инфляции их реальные располагаемые доходы снижаются. В результате им приходится экономить на повседневных расходах, чего средний класс в принципе делать не должен. И это с учетом того, что средний класс в России даже близко не дотягивает до среднего класса развитых стран ни по уровню дохода, ни по уровню покупательской способности. Возможно, все-таки правы те, кто заявляет, что среднего класса в России нет, а есть прослойка высокооплачиваемых наемных работников?
По оценкам экономистов и социологов, к среднему классу в России может быть отнесено от 20 до 30% населения. При этом к ядру среднего класса сегодня можно причислить не более 5-7% наших сограждан. И только у этих 7% хватит ресурсов для того, чтобы не скатиться в нижние группы во время кризиса.
Олег Якушев,
эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.