Прошедший в Каталонии референдум о независимости, результатом которого, по замыслу его организаторов, должно было стать провозглашение региона самостоятельным государством, в очередной раз актуализировал полемику о взаимосвязи политики и экономики. При этом экспертов больше интересовали экономические последствия выхода Каталонии из состава Испании – как на уровне страны, так и на уровне единой Европы. По нашему мнению, влияние прошедшего референдума на ситуацию в Европейском Союзе будет минимальным, тогда как для Испании его последствия могут быть достаточно существенными.
Начать следует с того, что в отличие от референдума о выходе Великобритании из состава Евросоюза каталонский референдум прошел в стране, входящей в зону евро. Без последствий для единой европейской валюты это пройти не могло, – и действительно, курс евро по отношению к доллару несколько снизился. И хотя Мадрид и Брюссель признали референдум незаконным, тем не менее, на рынке испанского государственного долга котировки сразу же упали до трехмесячных минимумов.
Испанский фондовый рынок также показал снижение, в основном из-за падения на 1.8-3.2 процента стоимости акций национальных банков. Вместе с тем масштабных распродаж пока не последовало, а значит, инвесторы сохраняют надежду на то, что влияющая на финансовый рынок политическая неопределённость будет снята уже в ближайшее время. При этом, несмотря на ослабление испанского фондового рынка, европейские индексы проигнорировали референдум, посчитав его локальным событием. Таким образом, в настоящий момент влияние референдума в Каталонии на общеевропейскую экономику оказалось минимальным.
На самом деле не только Испании, но и самой Каталонии невыгоден выход из состава страны. Каталония является наиболее промышленно развитой испанской провинцией и основным донором бюджета страны – ежегодные отчисления в государственную казну составляют около 2 млрд. евро. Доля Каталонии составляет 20 процентов в ВВП страны и 25 процентов в структуре испанского экспорта. Но в то же время 90 процентов произведенной в Каталонии продукции реализуется в Испании. Таким образом, независимость обернется для каталонского бизнеса разрывом сложившихся хозяйственных связей и потерей рынков сбыта.
При этом на суверенную Каталонию будет возложена часть государственного долга Испании, пропорциональная ее доле в общем ВВП. Если этот сценарий реализуется, государственный долг новой независимой Каталонии будет сопоставим с ежегодным объемом валового национального продукта. Отказ же от обслуживания госдолга приведет к тому, что стратегические инвесторы потеряют интерес к региону.
К тому же власти Каталонии изначально заявляли о своем желании после обретения независимости остаться в зоне евро. Но сделать это автоматически не получится, в результате Каталонии придется пройти все те процедуры, которые сегодня проходят страны-претенденты, желающие присоединиться к Европейскому Союзу.
Организаторы референдума в Каталонии учитывали возможные последствия для экономики. Поэтому мы полагаем, что в перспективе формальная независимость региона будет использоваться в качестве козыря при переговорах с центральными властями. Разыграв национальную карту, власти Каталонии рассчитывают усилить свои позиции, чтобы добиться ещё большей автономии и повысить долю налогов, которая будет оставаться в региональном бюджете.
С высокой степенью вероятности мы полагаем, что будет реализовываться именно данный вариант сценария. В этом случае какого-либо серьезного влияния на курс европейской валюты последствия каталонского референдума не окажут. Единственными выигравшими пока следует признать тех валютных спекулянтов, которые накануне голосования играли против евро.
В целом же стоит отметить, что политические события всегда учитываются биржевыми игроками. Достаточно вспомнить президентские выборы во Франции: хотя в победе Макрона никто не сомневался, тем не менее, она вызвала рост евро по отношению к доллару. С этой точки до конца октября курс европейской валюты ждут еще два испытания – парламентские выборы в Австрии 15 октября, на которых, согласно прогнозам, неплохих результатов могут добиться ультраправые политические силы, а также референдумы об автономии итальянских регионов Венето и Ломбардия, которые запланированы на 22 октября.
Олег Якушев,
эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.