Недавние заявления российских чиновников (в основном из финансово-экономического блока правительства) наводят на размышления о том, что сегодня у представителей властных структур нет единой позиции в отношении такой активно обсуждаемой темы, как криптовалюты. Более того, высказываемые ими точки зрения часто представляются взаимоисключающими.
Так, замминистра финансов Алексей Моисеев предложил квалифицировать криптовалюту как финансовый актив и разрешить торговать ею на бирже квалифицированным инвесторам. Позднее его шеф Антон Силуанов заявил, что Минфин РФ планирует до конца года разработать законопроект, регулирующий оборот криптовалюты в России. Возможно, именно этот законопроект имел в виду первый вице-премьер Шувалов, говоря о том, что правительство вскоре начнёт серьёзно обсуждать вопрос регулирования рынка криптовалют в России.
Глава Комитета ГД по финансовому рынку (он же председатель совета Ассоциации «Россия») Анатолий Аксаков полагает, что необходимо «легализовать, дать определение, что такое криптовалюта, определить площадку, на которой они должны обмениваться, ввести реестр майнеров и т.д.». Схожая позиция у бизнес-омбудсмена Бориса Титова: все желающие должны иметь возможность покупать, продавать, обменивать и хранить криптовалюту в России по аналогии с другими иностранными валютами.
С другой стороны, позицию ЦБ РФ можно назвать негативной. В недавнем заявлении регулятор повторил, что он считает преждевременным допуск криптовалют к обращению и использованию на организованных торгах в РФ. В сообщении отмечается, что операции с криптовалютами несут в себе высокие риски, а сами подобные операции совершается вне юрисдикции Российской Федерации. Кроме того, Эльвира Набиуллина усмотрела в механизмах использования криптовалют признаки финансовой пирамиды. С ней солидарен экс-министр финансов Алексей Кудрин: он считает, что пока рано говорить о легализации криптовалют, а сами криптовалюты он назвал непредсказуемыми.
При этом сторонники легализации практически не упоминают о тех особенностях криптовалют, которые, по мнению противников, говорят о слабости этого финансового продукта – отсутствии единого эмиссионного центра, неподконтрольности центральным банкам, анонимности владельцев, а также о том факте, что криптовалюты не подкреплены никакими физическими активами. Всё это в итоге приводит к высокой волатильности курса электронных денег.
По сути между позициями сторонников и противников нет противоречия. Единая позиция состоит в том, что данное экономическое явление нуждается в пристальном изучении, и только после этого стоит принимать какие-либо решения на законодательном уровне. Недопонимание же возникает в головах тех интерпретаторов, которые слова о легализации криптовалют воспринимают в том смысле, что они будут разрешены для повсеместного использования, тогда как на деле речь идет о том, чтобы ввести криптовалюты в правовое поле, заключив их в четко очерченные законом рамки.
Поэтому нам больше импонирует осторожная позиция ЦБ РФ, который не спешит предоставлять новые информационные поводы для поддержания ажиотажа на рынке криптовалют. Вместе с тем, понятна и позиция Минфина, который хочет не допустить появление новых обманутых вкладчиков. Вот только непонятно, как законопроект о регулировании оборота криптовалют в России поможет снизить волатильность данного финансового инструмента.
Олег Якушев,
эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.