Месяц назад Сбербанк, ВТБ, ВТБ 24, Банк «Открытие», Россельхозбанк, Газпромбанк, Бинбанк и Альфа-Банк покинули Ассоциацию российских банков. По их мнению, диалог внутри Ассоциации заменяется «многочасовыми речами», а все важные решения от имени Ассоциации «принимаются президентом единолично и носят популистский характер».
И хотя, по мнению ушедших банкиров, замена руководства ничего бы не дала, возможно, именно отставка главы АРБ была изначальной причиной демарша. В этом случае банки отозвали бы свои заявления об уходе и под началом нового руководителя занялись бы реформированием Ассоциации, чтобы вернуть ей статус главного лоббиста банковской отрасли. Однако Гарегин Тосунян высказанных в его адрес претензий не принял и в отставку уходить отказался.
Прошедший месяц ушел на то, чтобы решить принципиальный вопрос – создавать ли новое банковское объединение или же присоединиться к Ассоциации региональных банков России (АРБР), которую возглавляет глава Комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В итоге было принято решение в пользу второго варианта. Не последнюю роль в этом сыграла высокая профессиональная репутация Анатолия Аксакова. Его гибкость, умение договариваться с чиновниками и добиваться результатов в отстаивании интересов отрасли с учетом мнения всех заинтересованных сторон привели к признанию его в качестве одного из сильнейших лоббистов банковского сектора.
По сути дела крупнейшим российским банкам не имеет смысла создавать или входить в какое-либо банковское объединение, чтобы отстаивать на высшем уровне свои интересы. Критикуя работу АРБ, глава ВТБ 24 Михаил Задорнов заявил, что функции координатора и эксперта сегодня исполняют сами банки, когда проводят экспертизу законодательства, готовят необходимые поправки, напрямую общаются с парламентариями и Центробанком. Единственным плюсом от вхождения в ассоциацию для крупнейших банков будет то, что теперь их мнение будет представлено как мнение всего банковского сообщества.
Итогом переговоров крупнейших банков, покинувших АРБ, с Ассоциацией региональных банков России стал ряд предложений по изменению в руководстве и структуре управления ассоциации, уставе, критериях членства, названии и планах развития. Короче говоря, АРБР ждет глобальная перестройка, причем некоторые изменения могут быть весьма радикальными.
Принципиальный момент – установка некоего входного ценза для будущих участников Ассоциации с тем, чтобы она представляла интересы устойчивых банков. К примеру, к членству в ассоциации предлагается допускать только банки, входящие в первую-третью классификационные группы, которые определены указанием ЦБ, исходя из оценки их финансовой устойчивости. А в совет ассоциации смогут войти только представителей банков из первой и второй группы. (В первую-третью группы входит около 30 российских банков с универсальной лицензией, а также системно значимые банки; при этом официально не сообщается, какие банки определены в какую группу.) Помимо квалификационных групп, будут учитываться позиции банков в рейтингах.
При приеме в ассоциацию планируется смотреть также на качество корпоративного управления. Банки, которые не будут соответствовать установленным критериям, но уже состоят в ассоциации, должны будут представить план своего оздоровления. Специально подчеркивается, что в объединение не войдут банки, нарушающие требования ЦБ РФ и получившие предписания регулятора. Окончательные предложения будут сформулированы рабочей группой к съезду АРБР, который намечен на 13 сентября.
Со своей стороны Гарегин Тосунян попытался принять меры, чтобы минимизировать репутационный ущерб от ухода крупнейших банков из Ассоциации, однако не преуспел в этом. Его попытки выпустить некое заявление, что в рядах АРБ больше нет раскола, не нашли отклика у оставшихся членов Ассоциации, в связи с чем даже пришлось отложить запланированное на 26 июля заседание совета АРБ. Скорее всего, оставшиеся члены АРБ заняли выжидательную позицию, чтобы в будущем примкнуть к выигравшей стороне. На этом фоне в начале августа объединение покинули еще семь банков – «Ак Барс», «Зенит», Липецккомбанк, Совкомбанк, Абсолют-банк, Связь-банк и Росевробанк. Правда, на этот раз всё прошло без лишнего шума.
Очевидно, что громче будет звучать голос того объединения, в которое войдут крупнейшие отечественные банки. Сбербанк свой выбор сделал, подав на днях заявление о вступлении в АРБР. Теперь, после ухода грандов банковского сектора, вес и авторитет АРБ будет падать. Это не значит, что возглавляемое г-ном Тосуняном объединение прекратит свое существование. Однако, как мы писали ранее, едва ли Центробанк будет уделять много внимания Ассоциации, представляющей интересы банков, на которые приходится порядка 5% банковской системы России.
Малые и средние банки могут оказаться крайними в нынешней ситуации. Гарегин Тосунян уже выступил с предупреждением: «Узкая группа банков мало интересуется мнением большинства участников рынка. В этом и заключается наше ключевое разногласие». Действительно, в АРБ действовал (по крайней мере, на словах) принцип «Один банк – один голос». Принятие «входного ценза» в любой форме затруднит малым и средним банкам вхождение в новое банковское объединение и лишит их возможности быть услышанными при обсуждении ключевых вопросов развития банковской системы страны. По нашему мнению, создаваемое на новый принципах банковское объединение должно не допустить развитие событий по подобному сценарию.
Олег Якушев,
эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.