Представители Европейского Центрального Банка обеспокоены тем, что за последнее время единая европейская валюта стала терять свои позиции в мировой финансовой системе. В качестве примера приводится следующий факт: на протяжении последнего года евро стал меньше использоваться как международная валюта. Наиболее существенный спад произошел в применении евро в качестве валюты фондирования.
Между тем, экономических причин для ослабления евро нет. Более того, экономика еврозоны, которую очень долго обвиняли в топтании на месте, наконец-то стала расти. При этом темпы роста европейской экономики превышают сегодняшние темпы роста экономики американской.
Дополнительную поддержку евро может оказать соглашение о намерении создать зону взаимной свободной торговли, которое Япония и Евросоюз подписали накануне саммита G20 в Гамбурге. И хотя пока это только политическое заявление, оно, несомненно, скажется на укреплении позиций евро.
Наиболее вероятные причины, почему евро теряет позиции в международной финансовой системе, лежат в сфере политики. В 2017 году Европа вошла в очередной избирательный цикл. При этом на волатильность валютных рынков в большей степени влияют ожидания, а не сами результаты выборов.
Прогнозы политических экспертов подтверждают завершившиеся кампании в Нидерландах и особенно во Франции: правые партии, политики-популисты и евроскептики теряют голоса избирателей. Однако финансовые рынки до последнего стараются отыграть даже минимальные шансы на их победу. Это подтверждает стремительный рост спроса на евро сразу после победы Эммануэля Макрона.
Поэтому после завершения выборных кампаний в Германии, Австрии и Италии (там парламентские выборы должны пройти не позднее мая 2018 года, хотя точная дата еще не назначена) влияние политических событий на курс евро существенно снизится. Точнее, единственным фактором влияния останется выход Великобритании из Евросоюза, который будет окончательно оформлен в марте 2019 года. И хотя Великобритания так и не перешла на евро, нет сомнений, что Brexit уже сегодня оказывает и продолжит оказывать воздействие на динамику единой европейской валюты.
Помимо политических рисков, представители Европейского Центробанка опасаются растущей популярности валют развивающихся рынков, прежде всего – юаня. Следует признать, что определенные основания под этим беспокойством есть.
После введения санкций и ответных контрсанкций Россия стала искать новых партнеров на международной арене, а точнее – укреплять связи с традиционными союзниками, к каковым относится и Китай. Крепнущие связи между странами находят воплощение в совместных проектах. В частности, Российский фонд прямых инвестиций и Банк развития Китая договорились о создании совместного фонда в юанях для финансирования различных проектов на территории России. Впервые в подобной схеме не будут задействованы другие мировые валюты – ни евро, ни доллар.
Тот факт, что евро теряет позиции как мировая валюта, для России не имеет никакого значения. Нашей стране достаточно проблем с собственной валютой. К тому же после 2014 года доля евро в структуре внешнеторгового баланса сократилась. Также не стоит забывать, что за основные российские экспортные товары – нефть, газ, а в последнее время еще и зерно – расчеты осуществляются в долларах.
Вместе с тем оптимизма представителям ЕЦБ придает тот факт, что мировые резервы в евро растут – их доля в конце 2016 года составила почти 20% и может еще вырасти. С учетом того, что на доллар США приходится порядка двух третей мирового рынка внешнего долга, международных ссуд и золотовалютных резервов, получается, что потенциальным конкурентам евро остается не более 15%. Всё это позволяет говорить о евро как о второй важнейшей мировой валюте.
Олег Якушев,
эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.