Самое резонансное событие в сфере финансов сегодня – это введение в банке «Югра» временной администрации в лице Агентства по страхованию вкладов с одновременным введением моратория на расчеты с кредиторами. Основанием для подобного решения ЦБ РФ стали зафиксированные признаки манипуляций с вкладами, формальное («техническое») исполнение требований регулятора, а также отсутствие возможностей у акционеров стабилизировать финансовое состояние кредитного учреждения.
Сообщается, что выплаты вкладчикам начнутся не позднее 24 июля. При этом по состоянию на 10 июля на депозитах в банке «Югра» было размещено 181.5 млрд. рублей. Таким образом, по размеру привлеченных средств вкладчиков «Югра» стала крупнейшим банком из тех, в которых была введена временная администрация.
Объем вкладов в «Югре» стал стремительно расти с конца 2012 года и к исходу первого квартала 2017 года увеличился в 30 раз – с 5.7 млрд. рублей до 170 млрд. рублей. Во втором квартале объем депозитов прирос, как мы уже отметили, еще на 11.5 млрд. рублей. В итоге за пять лет банк «Югра» переместился со 178-й на 12-ю позицию в рейтинге по объему привлеченных вкладов населения. За этот же период его активы выросли в 26.5 раза – с 9.3 млрд. рублей до 247 млрд. рублей. Это позволило банку подняться с 272-го на 33-е место в рейтинге по размеру активов.
Введение временной администрации в банке с такими финансовыми показателями заставляет вспомнить два случая отзыва лицензий в 2017 году – в «Татфондбанке» (на 1 февраля 2017 года занимал 42-е место в банковской системе РФ) и «Росэнергобанке» (на 1 января 2017 года занимал 81-е место в рейтинге 100 крупнейших банков по степени надежности). Три приведенных нами примера говорят о том, что даже высокое положение в банковских рейтингах не является доказательством надежности кредитной организации.
При этом банк «Югра» и Татфондбанк роднит еще одно важное обстоятельство – и в одном, и в другом банке финансовые проблемы начались примерно за год до того, как Центробанк перешел к решительным действиям. Наиболее вероятная причина промедления в том, что банк играл важную роль в экономике своего региона, как в случае с Татфондбанком, или же в большом объеме привлеченных вкладов, как в случае с «Югрой».
Мы также не исключаем варианта договоренности ЦБ РФ и владельцев «Югры»: регулятор был готов не торопиться с принятием административных решений, если у владельцев банка наличествует план финансового оздоровления. Возможно, усилий акционеров оказалось недостаточно для исправления сложившейся ситуации, Поскольку в качестве одной из причин Центробанк называет искажение банком отчетности.
Какое будущее ожидает банк «Югра»? Опыт последних лет показывает, что после введения временной администрации могут быть два варианта развития ситуации – санация или отзыв лицензии. И хотя для кредиторов лучшим вариантом является санация, мы полагаем, что с большей долей вероятности будет реализован сценарий с отзывом лицензии. У АСВ сегодня достаточно средств для выплат вкладчикам в рамках страхового лимита в 1.4 млн. рублей. Что касается остатков средств на счетах юридических лиц в банке «Югра», которые на 7 июля составили 2.2 млрд. рублей, то большинство из них приходится на фирмы акционеров.
Таким образом, банк «Югра», скорее всего, пополнит список из 27 кредитных организаций, которые уже лишились лицензии в 2017 году. Кстати, три месяца назад мы писали, что в нынешнем году с финансового рынка уйдет порядка 50 российских банков. Пока наш прогноз сбывается.
В 2017 году ЦБ РФ перешел от масштабных зачисток банковского сектора к точечным акциям. Действительно, в 2014 году регулятор лишил лицензии 86 банков (что уменьшило количество банков на 11%), в 2015 году – уже 93 банка (-13%), в 2016 году – еще 97 банков (-15.5%). Если сбудется наш прогноз об отзыве лицензий у 50-55 банков в текущем году, то к концу 2017 года российских банков станет меньше еще на 9.5-10.5%. С одной стороны, мы видим замедление темпов отзыва лицензий в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Однако прогнозируемое сокращение количества банков за год на 10% всё еще остается достаточно большой величиной и не позволяет говорить о том, что банковский кризис в России преодолен.
Говорить о завершении банковского кризиса можно будет в том случае, когда количество банков в России будет сокращаться не более чем на 2% в год или же стабилизируется в объеме, отвечающем потребностям экономики. При этом начало экономического роста является обязательной предпосылкой данного процесса. Если рост в отечественной экономике действительно начался и если применяемые ЦБ РФ меры по-прежнему будут носить избирательный характер, можно рассчитывать на наведение порядка в банковском секторе в течение пары лет. Дополнительным инструментом воздействия станет механизм пропорционального регулирования банковского сектора, который разделит все банки на базовые и универсальные.
Сегодняшняя история с банком «Югра» стала самым крупным страховым случаем в истории АСВ. При этом нельзя дать стопроцентной гарантии, что в подобной ситуации не окажется еще один банк с сопоставимым объемом привлеченных вкладов населения. Как результат, затруднительно давать оценку тому объему средств, которые государству придется потратить на оздоровление банковского сектора в ближайшие годы.
Олег Якушев,
эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.