На заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое прошло 5 июля в Ново-Огареве под председательством Владимира Путина, министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров представил доработанный проект программы «Цифровая экономика». Пристальный интерес, который проявляют к этой теме на самом верху вертикали власти, свидетельствует о больших ожиданиях: цифровые технологии должны дать дополнительный толчок развитию российской экономики. Не случайно на развитие этого сектора в 2018 году будет выделено 200 млрд. рублей.
В программе «Цифровая экономика» зафиксированы цели, которых предполагается достичь к 2024 году. В числе приоритетов перечислены такие сферы, как государственное управление, здравоохранение и «умный город». При этом, в отличие от грандиозных планов, которым еще только предстоит воплотиться в жизнь, с негативными последствиями цифровой экономики наши сограждане периодически сталкиваются уже сегодня. Мы говорим о кибермошенничестве или, в более широком смысле, о киберпреступности.
Серьезная озабоченность заставила главу Сбербанка Германа Грефа на заседании в Ново-Огареве заявить о необходимости объединения усилий государства и крупнейших компаний для обеспечения кибербезопасности экономики. «Кибермошенничество становится очень серьезной угрозой. Ни одна компания не может защититься сама. Должны быть совместные усилия всех государственных органов и компаний, которые могут построить эффективный обмен информацией, эффективный «зонтик» над всей экономикой. Здесь нужна активная государственная политика», - сказал Герман Греф.
В самом Сбербанке защита информации находится на высоте. Значительные средства, вложенные на протяжении последних шести лет в создание систем кибербезопасности, позволили главному российскому банку достичь показателя эффективности 98% при защите клиентов от рисков кибермошенничества, что, по словам г-на Грефа, является лучшим показателем в мире. Подавляющее большинство отечественных компаний не могут соревноваться со Сбербанков в плане финансовых, технологических и интеллектуальных возможностей. Поэтому слова г-на Грефа о создании национальной системы кибербезопасности объединенными усилиями государства и бизнеса вполне оправданы.
Ранее мы уже приводили данные статистики о росте случаев кибермошенничества. К примеру, в 2016 году число краж средств с банковских карт граждан выросло по сравнению с 2015 годом на 43% и достигло 107 тысяч случаев. В результате суммарные потери банков и их клиентов в 2016 году составили 2 млрд. рублей. А могли бы быть в 2.5 раза больше, если бы все попытки преступников увенчались успехом. В 2017 году число краж денег с банковских карт может вырасти еще на 30% – до 135-140 тысяч случаев.
За последние два месяца киберпреступники дважды оказывались в центре внимания. Причем, каждый из этих случаев можно рассматривать как проявление базовых тенденций, применяемых злоумышленниками. Вирус WannaCry, заразивший 300 тысяч компьютеров по всему миру в мае, был шифровальщиком и после уплаты вознаграждения позволял пользователю восстановить данные. С другой стороны, вирус Petya, несмотря на требования выкупа, уничтожал данные безвозвратно. Таким образом, в первом случае мы имеем использование цифровых технологий для получения наживы, а во втором – сознательное вредительство.
Уязвимость информационных систем является глобальной проблемой. Причина этого в том, что американские разработчики оставляют в своих продуктах лазейки для спецслужб, которые из-за утечек информации становятся доступны хакерам. К тому же технологии сегодня развиваются высокими темпами, и отследить, кто пользуется ими и для каких целей, становится очень трудно.
В подобных условиях развитие цифровой экономики в России обязательно должно включать разработку системы мер эффективной защиты информации, в первую очередь –персональных данных. Опыт Сбербанка показывает, что эта задача решаема. Помимо технологических решений, изменения необходимо внести и в законодательную базу, чтобы сделать борьбу с киберпреступностью более действенной.
Вместе с тем, отметим, что при обсуждении программы «Цифровая экономика» представитель Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков высказал мнение, что цифровая экономика не должна быть чрезмерно зарегулирована. Злоупотребление запретами может привести к тому, что не только у киберпреступников, но и у обычных законопослушных продвинутых пользователей будет возникать соблазн обходить правила вместо того, чтобы соблюдать их.
Олег Якушев,
эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.