После заседания правительства, на котором обсуждали внесение поправок в федеральный бюджет 2017 года, министр финансов РФ Антон Силуанов выступил с заявлением о том, что Резервный фонд РФ в 2017 году будет израсходован полностью. Заявление главы российского Минфина было растиражировано всеми ведущими средствами массовой информации, однако не вызвало потока обычных в подобном случае комментариев. И это понятно: г-н Силуанов не сообщил ничего принципиально нового.
Судьба Резервного фонда была предрешена полгода назад, как только парламент утвердил бюджет на 2017 год. Причем, это был последний штрих, а сама тенденция к исчерпанию резервного фонда обозначилась гораздо раньше.
В 2008 году тогдашний Стабилизационный фонд разделили на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. При этом дополнительные доходы от продажи нефти, которые аккумулировались в Резервном фонде, предполагалось использовать в первую очередь для покрытия в будущем возможного дефицита федерального бюджета. Возможность стала реальностью в 2014 году, когда мировые нефтяные цены упали втрое. С этого момента запасы Резервного фонда только уменьшались – с 4 трлн. 945.49 млрд. рублей (по состоянию на 1 января 2015 года) до 972 млрд. рублей (на 1 января 2017 года). Причем, особенно быстро – в 3.7 раза – счета Резервного фонда опустошались в 2016 году.
Бюджет-2017 был сверстан с дефицитом 2.7 трлн. рублей, что составило 3.2% ВВП. Реагируя на поручение президента, Минфин предлагал снизить дефицит до 2%, позаимствовав для этого 1.8 трлн. рублей из государственных резервов. Деньги из Резервного фонда покрывали только половину необходимой суммы, так что его полное опустошение в нынешнем году и начало расходования средств Фонда национального благосостояния было очевидно уже в декабре 2016 года.
В заслугу правительству можно поставить то, что за прошедшие четыре месяца оно смогло изыскать дополнительно 1.1 трлн. рублей доходов – причем, эти доходы уже поступили, и они не связаны с продажами нефти и газа. Согласно расчетам правительства, расходы бюджета в 2017 году также вырастут, однако на гораздо меньшую сумму – на 315 млрд. рублей. В результате после принятия поправок дефицит бюджета уменьшится с 3.2 до 2.1% ВВП.
Снижение дефицита бюджета позволит снизить заимствования из государственных резервов с 1.8 трлн. рублей до 1.7 трлн. рублей. Однако на судьбе Резервного фонда это никак не скажется – все находящиеся сегодня на его счетах деньги (931 млрд. рублей по состоянию на 1 мая) будут израсходованы на латание бюджетных дыр.
В упомянутом выше заявлении министр Силуанов также акцентировал внимание на том, что в 2018 году будет происходить восстановление средств Резервного фонда. В следующем году в Резервный фонд будут направлены нефтегазовые доходы в размере 623 млрд. рублей, полученные в 2017 году. Подобные идеи (правда, без конкретных цифр) глава Минфина уже высказывал в январе текущего года в кулуарах съезда «Единой России». Тогда выросшие нефтяные цены натолкнули г-на Силуанова на следующую мысль: дополнительные доходы при цене 40-55 долларов за баррель нужно перечислять напрямую в бюджет, а то, что выше 55 долларов за баррель, – на пополнение Резервного фонда.
Потом было принято временное бюджетное правило. Теперь по поручению Минфина ЦБ РФ покупает на внутреннем рынке валюту на сумму, на которую повысятся доходы федерального бюджета, если стоимость нефти уйдет выше 40 долларов за баррель. В случае снижения цен ниже 40 долларов за баррель ЦБ РФ будет валюту продавать - но не больше ранее накопленных объемов.
Купленная валюта перечисляется в некий новый государственный резерв, который сразу же получил неофициальное название «Стабилизационный фонд 3.0». Почему не в Резервный фонд или в Фонд национального благосостояния? Потому что для этих фондов четко прописаны правила расходования средств, а для «Стабфонда 3.0» таких правил нет.
Приблизительные оценки аналитиков показывают, что при сегодняшнем уровне нефтяных котировок дополнительные доходы от продажи углеводородного сырья составляют порядка 1 млрд. долларов в месяц. Таким образом, за весь 2017 год в «Стабфонде 3.0» накопится около 12 млрд. долларов. Как мы помним, Резервный фонд по итогам 2017 года получит 623 млрд. рублей. По сегодняшнему курсу это составляет около 11 млрд. долларов, то есть в известной мере совпадает с оценками экспертов.
В 2017 году из Резервного фонда заберут в полтора раза больше денег, чем вернут в него. Однако хорошей новостью можно считать тот факт, что в Резервный фонд попадут все дополнительные доходы от продажи нефти. Но почему нужно ждать год? Почему нельзя перечислять деньги в Резервный фонд уже сегодня, по мере поступления? Скорее всего, дело в каких-то чисто технических моментах. Однако в результате правительство, ужимаясь сегодня, получает в 2018 году дополнительную подушку финансовой безопасности на случай форс-мажорных обстоятельств с федеральным бюджетом.
Олег Якушев,
эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.