Если сравнить январь-апрель 2017 года с тем же периодом прошлого года, то за это время номинальный курс рубля вырос на 24.6% по отношению к доллару США и на 29.8% по отношению к евро. При этом рост реального курса рубля за этот период был еще выше – на 27% по отношению к доллару и 33.2% по отношению к евро. Об этом говорится в сводке ЦБ РФ «Основные производные показатели динамики обменного курса рубля в январе-апреле 2017 года», которая была опубликована 11 мая.
В то же время глава Минэкономразвития Максим Орешкин повторил свой прогноз о том, что во втором-третьем квартале рубль может ослабнуть. Причина – импорт товаров из стран дальнего зарубежья сегодня растет на 20-25%. С учетом дополнительного влияния сезонных факторов Россию в итоге ждет весьма серьезный дефицит платежного баланса. «Если тренд на рост импорта продлить на летние месяцы и наложить сезонность, то мы получим довольно серьезный дефицит текущего счета как раз в эти месяцы. Конечно же, вряд ли мы увидим тот крепкий рубль, который есть сейчас, при таком дефиците платежного баланса», – рассуждает г-н Орешкин.
Заявление Максима Орешкина – это очередная словесная интервенция правительственных чиновников, по мнению которых рубль укрепляется неоправданно. Эти высказывания, а также другие меры (например, покупка валюты за счет дополнительных нефтегазовых доходов для пополнения Резервного фонда) пока не приносят ожидаемого результата. Они лишь свидетельствуют о намерениях правительства понизить курс рубля и продолжать поддерживать его умеренно слабым.
Причина, почему правительство заинтересовано в ослаблении рубля, тайной не является – это проблемы с исполнением федерального бюджета. Бюджет-2017 рассчитан, исходя из стоимости нефти 40 долларов за баррель, при этом среднегодовой валютный курс был зафиксирован на уровне 67.5 рубля за доллар. Четыре прошедших месяца 2017 года позволяют сделать вывод о том, что запланированные параметры соблюдены не будут. При этом все дополнительные доходы от продажи российской нефти по цене выше 40 долларов уходят в Резервный фонд, а укрепление рубля в свою очередь приводит к выпадающим доходам. Нехватка денег в государственной казне в первую очередь бьет по социальным программа, что не отвечает интересам властей в предвыборный период.
Умеренно слабый курс рубля также выгоден российским экспортерам (читай – нефтегазовым компаниям). Благодаря ему они получают конкурентное преимущество на мировом рынке, так как в цене продаваемых ими товаров доля себестоимости, которая оплачивается в рублях, будет снижаться. К тому же дополнительные проблемы сегодня создает волатильность на мировом нефтяном рынке, усилившаяся в преддверии заседания ОПЕК, намеченного на 25 мая.
Примером могут служить итоги апреля: экспорт российской нефти по сравнению с мартом вырос на 3.8%, однако резкое падение нефтяных котировок во второй половине месяца привело к тому, что сверхплановые доходы от продажи углеводородов оказались на 46 млрд. рублей меньше тех цифр, на которые рассчитывал Минфин. Не в последнюю очередь это произошло из-за чрезмерно сильного рубля: попытки Минфина с помощью интервенций на валютном рынке ослабить рубль на 10-15% оказались безрезультатными.
Ослабление рубля выгодно не только нефтедобывающим компаниям. Ранее министр сельского хозяйства Александр Ткачев назвал крепкий рубль препятствием, мешающим увеличить экспорт отечественной сельскохозяйственной продукции. В 2016-2017 сельскохозяйственном году Россия после недолгого лидерства фактически уже потеряла статус ведущего мирового продавца пшеницы и, по расчетам Минсельхоза США, в 2017-2018 сельскохозяйственном году вернуть себе это высокое звание не сможет. Конечно, на формирование мировых цен влияет целый комплекс факторов, однако более слабый курс рубля мог бы оказать существенную поддержку отечественным экспортерам продовольствия.
При этом не следует думать, что укрепление рубля только вредит российской экономике. Это не так: к примеру, крепкий рубль позволяет удерживать низкий уровень инфляции, который по итогам 2017 года не должен превысить 4%. Кроме того, крепкий рубль наряду со снижением ставок по кредитам способствует восстановлению инвестиционного спроса. По предварительным оценкам ЦБ РФ, в первом квартале инвестиции в основной капитал увеличились на 1.5%, тогда как в прошлом году этот показатель упал на 5%. Как результат закупки машин и оборудования выросли с начала 2017 года на 9-10%.
Настроение производителей улучшается на ожиданиях восстановления спроса на свою продукцию. В этом плане большое значение имеет восстановление именно потребительского спроса, поскольку на потребление домашних хозяйств приходится 52% ВВП. Стабильный крепкий рубль мог бы оказать влияние на этот процесс, однако у населения до сих пор высоки инфляционные ожидания. К тому же восстановление потребительского спроса невозможно без роста реальных располагаемых доходов, однако рост благосостояния пока не значится в списке ближайших приоритетов правительства.
Подводя итог, отметим: Постепенное контролируемое ослабление рубля является основной целью правительства в сфере финансов. Вместе с тем реальных эффективно действующих механизмов, способных повлиять на этот процесс, в распоряжении российских властей сегодня нет. Кроме того, ослабление или укрепление рубля в зависимости от текущих задач не должно становиться самоцелью. Результатом должна быть согласованная политика, направленная на постепенное восстановление роста отечественной экономики.
Олег Якушев,
эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.