Закончился 2014 год, оставивший после себя смутные, двойственные впечатления. Закончились и долгие новогодние каникулы, пора приступать к работе. Эксперты и аналитики наперегонки бросились подводить итоги и строить прогнозы. Ну что же, попробую обобщить чужие умозаключения и дополнить их собственными ощущениями.
Начать, пожалуй, стоит с экономического кризиса. По мнению одних исследователей, он уже начался, по мнению других – на подходе. Основная причина российского экономического кризиса в том, что экономика нашей страны если не критически, то весьма существенно зависит от притока внешних финансовых ресурсов. А именно – от экспорта сырья и зарубежных кредитов.
Стремительное падение цен на нефть уже заставило задуматься о реалистичности параметров принятого федерального бюджета. С другой стороны, присоединение Крыма создало негативный внешнеполитический фон, который сделал проблематичным для российских компаний привлекать денежные средства на зарубежных финансовых рынках.
Самые смелые прогнозы говорят о возможности перестройки сложившейся системы государственно-кланового капитализма. С моей точки зрения, такое развитие событий маловероятно. Потому что Владимир Путин, как всем известно, «своих не сдает». Этому кредо он следует уже на протяжении пятнадцати лет и вряд ли отступит от него сегодня. И всё же борьба между властными элитами за сокращающиеся источники финансирования будет, но это будут бои местного значения.
Выпадающие внешние доходы придется компенсировать внутренними источниками. Можно предположить, что такими источниками станут средний и малый бизнес, а также собственно население. Едва ли речь пойдет о введении новых налогов. Это не самая разумная стратегия, имея на горизонте 2018 года очередные президентские выборы, которые обязательно нужно выиграть подавляющим большинством голосов в первом туре. Скорее всего, можно говорить о более жестком администрировании уже существующих налогов и сборов.
Система распределения также не изменится: в первую очередь – бюрократия и силовые структуры, потом – особо приближенный бизнес, потом – чуть менее приближенный бизнес, потом – просто приближенный бизнес и так далее. Короче говоря, для структур, питающихся из государственной кормушки, проблема обозначилась предельно просто: чем ближе вы к власти, тем больше у вас шансов выжить и процветать; чем дальше вы от власти – тем с большей вероятностью вы банкрот.
В I полугодии 2015 года стоимость нефти, скорее всего, будет в районе 50 долларов. Это практически гарантирует рецессию в экономике, причем не только российской. Облегчить ситуацию может восстановление роста нефтяных цен. Это произойдет в том случае, если ОПЕК сократит добычу нефти, поскольку многие члены нефтяного картеля уже столкнулись с экономическими трудностями.
Еще одним фактором удорожания нефти может стать кризис сланцевой энергетики в США. Сегодня ряд американских компаний по добыче сланцевой нефти находятся на грани банкротства и останавливают работу своих скважин, так как стоимость барреля нефти опустилась ниже себестоимости их добычи.
Этого будет достаточно для разворота (возможно, временного) на нефтяном рынке и некоторого удорожании барреля нефти (по самым оптимистичным прогнозам, до 70-80 долларов). Однако ждать серьезного удорожания нефти в 2015 году не стоит.
От цен на энергоносители зависит и валютный курс. Любые изменения на сырьевых рынках доходят на российский финансовый рынок с задержкой, как правило, в два-три месяца. В качестве примера вспомним, что падение цен на нефть началось в июле, а рост курсов доллара и евро – в сентябре. Таким образом, если ситуация со стоимостью нефти не изменится, ослабление рубля к основным мировым валютам в 2015 году продолжится.
Надежды, возлагаемые властями на то, что сокращение импорта приведет к развитию российской промышленности, в 2015 году вряд ли реализуются. Повторения событий 1998 года, когда девальвация повлекла за собой промышленный бум, не будет.
Во-первых, сегодня в России попросту нет необходимых для этого незагруженных мощностей. На создание же новых производств уйдут годы. Во-вторых, в российской промышленности порядка 80% нового оборудования приходится на импорт. В сельском хозяйстве импортируются основное количество семян, племенной скот, ветеринарные препараты и так далее. Заменить все это отечественными аналогами в обозримой перспективе невозможно, так как нет ни самих аналогов, ни технологий, позволяющих их производить.
Наконец, надо сказать отдельное «спасибо» Центробанку. Рост ставки рефинансирования до 17% отрезал предприятия также и от внутренних кредитных ресурсов. Еще одним следствием станет рост ставок и снижение объемов потребительского кредитования, которое до недавнего времени подпитывало потребительский спрос. В таких условиях предпринимателям проще закрыть свой бизнес, нежели преодолевать всё новые препятствия под флагом эфемерного импортозамещения.
Таким образом, общий прогноз развития ситуации российской экономики в 2015 году не слишком радужный. Существующая экономическая модель способна нормально функционировать только при постоянном притоке ресурсов извне. Отсутствие же этого притока переводит систему в состояние стагнации и кризиса, из которого она не может найти выхода, потому что в принципе не приспособлена к существованию в подобных условиях.
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.