После не вполне удачного и досрочно закончившегося визита в австралийский Брисбен на саммит «Большой Двадцатки» В.В.Путин, не тратя слишком много времени на раскачку, совершил еще два внешнеполитических вояжа, которые вполне подходят под определение «знаковый» и «исторический». Я имею в виду, конечно же, поездки в Турцию и в Индию.
Сначала была Анкара. По итогам государственного визита было подписано восемь документов. В том числе меморандум о взаимопонимании между "Газпромом" и турецким концерном Botas, меморандум в области энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников энергии, меморандум о подготовке кадров для атомной отрасли и смежных отраслей, заявление по продвижению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества и т.д. и т.п.
Но, бесспорно, главной новостью стало заявление о том, что в нынешних условиях Россия не может продолжать реализацию проекта «Южный поток». И хотя много говорилось о неконструктивной позиции Евросоюза, который так и не предоставил все необходимые разрешения и согласования, тем не менее, все всё поняли правильно: остановка строительства газопровода – это очередные контрсанкции и попытка наказать ЕС за австралийское унижение. Вот только самыми наказанными оказались не Великобритания с Германией, а бывшая социалистическая Болгария и вполне дружественная по отношению к России Греция.
При этом сэкономленный газ может достаться той же Турции за счет расширения мощностей трубопровода «Голубой поток». Поставки уже в ближайшее время вырастут на 3 млрд кубометров. А если будет целесообразно, то на турецкой территории, на границе с Грецией разместят «газовый хаб» для потребителей из стран Южной Европы.
Визит в Дели обошелся без громких программных заявлений. Возможно, потому, что Россия и Индия при любых зигзагах мировой политики всегда были и продолжают оставаться добрыми соседями и надежными партнерами. Поэтому стороны сосредоточились на экономике – были подписаны 25 документов о сотрудничестве.
В космической сфере Россия и Индия будут совместно разрабатывать низкоорбитальные спутники системы ГЛОНАСС. Корпорация «Росатом» в ближайшие двадцать лет построит 12 новых энергоблоков для индийских АЭС. «Роснефть» договорилась с крупнейшим индийским переработчиком нефти Essar о поставках российского сырья как минимум на ближайшие десять лет (поставки будут осуществляться морским путем). Кроме этого, индийская нефтегазовая корпорация намерена принять участие в проекте «Дальневосточный СПГ». Индийские инвестиции в строительство завода по сжижению природного газа на Сахалине могут составить до 20% от стоимости проекта. На качественно новый уровень выходит сотрудничество в военно-промышленной сфере - например, Индия начнет производить на своей территории российские вертолеты Ми-17 и К-226Т.
Кстати, буквально накануне встречи в Брисбене В.В.Путин побывал в Пекине на саммите АТЭС. Российско-китайские переговоры вылились в подписание 17-ти документов о сотрудничестве. Самыми важными из них стали меморандум и рамочное соглашение о поставках российского природного газа в Китай по западному маршруту. Основные условия поставок – 30 миллиардов кубометров за 30 лет. Сроки осуществления проекта те же, что и у восточного маршрута, однако именно западный маршрут, по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, становится приоритетным проектом российско-китайского газового сотрудничества. А в среднесрочной перспективе поставки в Китай могут превысить поставки в страны ЕС – это может быть и 60, и 100 млрд кубометров.
Три важных визита за один месяц заставили экспертов и аналитиков заговорить о том, что вектор российской внешней политики стал смещаться на Восток. Мне же хочется спросить о другом: Почему именно сейчас?
Я ни в коем случае не против дружбы с Индией, или Китаем, или Турцией, или любым другим сопредельным государством. Я против шараханья из крайности в крайность – обидевшись на одних соседей, тут же бежать искать себе новых лучших друзей. Возможно, истоки этой внешнеполитической неуверенности идут из 90-х годов прошлого столетия.
Развал Советского Союза и в особенности экономические трудности первого этапа становления новой, уже российской государственности вывели нашу страну из числа мировых лидеров. Тогда же была сформулирована идея о том, что на смену биполярному миру «СССР - США» должен прийти многополярный мир, учитывающий интересы не только великих держав, но и всех субъектов международного права. Идея была отличная, вот только дальше деклараций дело не пошло.
Вместо того чтобы выстраивать равноправные отношения со всеми государствами, в том числе с новообразованиями на своих границах, Россия стремилась вернуть себе утраченное звание мирового лидера, не имея для этого двадцать лет назад ни достаточного политического влияния, ни экономических возможностей. Только наличие у России ядерного оружия оправдывало ее тогдашнее присутствие на международных саммитах высшего уровня.
В этот момент была сделана принципиальная ошибка: вместо равноправного политического диалога был избран курс на то, чтобы любой ценой войти в дружную семью европейских народов. Не хочу сказать, что Россия напрочь забыла о своих азиатских соседях, однако с упорством, достойным лучшего применения, наша страна искала одобрения со стороны Нового и Старого Света. Достаточно вспомнить ельцинского министра иностранных дел Андрея Козырева, который получил на Западе прозвище «Мистер Да» за готовность поддерживать любые инициативы, исходящие из Вашингтона и Брюсселя. Одностороннее движение в сторону Европы (и, конечно, США) привело к колоссальным уступкам со стороны России и сегодняшнему плачевному состоянию.
Все мы знаем, что история не терпит сослагательного наклонения. Тем не менее, другой выбор двадцать лет назад сделал бы сегодняшнее положение России более устойчивым и позволил бы с меньшими потерями пережить охлаждение отношений с европейскими партнерами. Остается надеяться, что и сегодняшний разворот на Восток не отгородит нашу страну от Европы добровольным железным занавесом.
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.