Долгосрочные пределы падения цены.
Многие компании США, занимающиеся добычей сланцевой нефти, уже испытывали трудности даже при недавних высоких ценах. У них образовывалась разница между получаемой выручкой и огромными затратами требующимися на бурение новых скважин. Напомним, что особенностью сланцевых месторождений является резкое снижение объемов добычи со временем. Так часто, за год дебет скважины снижается более чем наполовину, а за четыре года добыча падает в пять раз. Значит, если нового бурения не будет, то объемы добычи будут быстро снижаться. Пока бурение в США идет колоссальными темпами. Только на одном сланцевом месторождении Баккен в США ежемесячно вводится в эксплуатацию около 200 скважин. Затраты на их бурение составляют порядка 10 млрд. долларов в год. А всего в США за год бурят порядка 20 тыс. скважин. Пока такие бешеные темпы дают приращение добычи. Но при остановке бурения добыча начнет быстро снижаться.
Для компаний участие в добыче нефти из сланцевых пород стало подобно езде на велосипеде, когда минимальная устойчивость достигается только при стремительном наращивании числа новых скважин. Зачастую выручка не покрывает понесенные затраты и возникающие дыры в бюджете компании закрывали заемными деньгами. Для компаний, работающих на сланцевых месторождениях, объем долга за четыре года вырос в два раза. Благо, что финансовые ресурсы в США были практически бесплатны и инвесторы с удовольствием клевали на лукаво созданные подретушированные и более привлекательные картинки. Однако, даже при высоких ценах на нефть росло число нефтедобывающих компаний, испытывавших финансовые трудности. При снижении цен трудности компаний резко возрастут. Об этом свидетельствует существенный рост доходности облигаций нефтедобывающих компаний. (Для сохранения устойчивости сланцевому велосипедисту не только нельзя остановиться, но еще и придется двигаться в гору с возрастающим уклоном). Ситуация с ценами на нефть станет серьезной проверкой на прочность для сланцевой отрасли США. Гонка на истощение начнет захлебываться при повышении ключевых ставок.
Зная о приближающихся трудностях добычи, можно попытаться оценить пределы снижения цены, ниже которых будет трудно рассчитывать на рост добычи. Для этого можно использовать пусть даже «подретушированные» картинки, которыми снабжали инвесторов. На рис. 5 приведены средние себестоимости добычи нефти в различных зонах. Видим, что уже сейчас североамериканские сланцы занимают достойную нишу в общем мировом объеме со средней себестоимостью добычи около 65 долларов за баррель. Но более важны оценки себестоимости добычи на месторождениях, которые в перспективе будут обеспечивать приращение объемов производства нефти. Такая картина зависимости себестоимости нефтедобычи представлена на рис. 6. (График построен по данным Morgan Stanely). Каждый квадратик на рисунке примерно соответствует новому объему в 0,7 млн. баррелей. В себестоимость включена минимальная рентабельность в 10%, что на самом деле очень мало для проектов такого уровня сложности и высоких рисков. Как видим из рисунка, ожидаемое приращение объемов добычи в 32 млн. баррелей произойдет только в том случае, если цена нефти поднимется выше 120 долларов за баррель. Большое приращение объемов добычи обеспечивается проектами, в диапазоне 60-80 долларов за баррель.
Стоит сразу оговориться, что такого рода оценки имеют приближенный характер. Да даже по одному месторождению имеется широкий диапазон оценок себестоимости добычи, который зависит от целого ряда параметров, включая геологические особенности, доступность месторождения и его близость от транспортной инфраструктуры. Так, исследование другого банка (Scotiabank, Канада), представленное на рисунке 7. Демонстрирует себестоимость добычи нефти на месторождениях США и Канады. Картинки на рис. 6 и 7 весьма похожи, но можно найти много отличий в деталях.
Для каждого типа месторождений кривая себестоимости от нового объема добычи имеет свой уникальный вид. Большие надежды нефтедобычи в последнее время связаны с добычей нефти из плотных коллекторов. Себестоимость новых разработок ряда таких месторождений находится вблизи 80 долларов за баррель. Большое количество потенциально извлекаемой нефти при такой себестоимости хорошо видно на рис. 8. Судя по этому графику, можно рассчитывать на добычу около 10 млн. баррелей в день за счет новых скважин из месторождений сланцевой нефти.
В оценке себестоимости не последнюю роль играет степень развития технологии. В связи с быстрым развитием технологий себестоимость добычи нефти может значительно изменяться. В результате, и кривые оценки роста предложения с ростом цены отсечения изменяются со временем. Последние годы изменения таких кривых были довольно выразительными, как это показано на рис. 9. В связи со снижением цен на нефть многие аналитики сейчас пересматривают в меньшую сторону оценки порога нулевой рентабельности для разработки сложных проектов. Например, аналитики HIS снизили свои прошлогодние оценки с 70 до 57 долларов за баррель. Технологический прогресс будет и дальше стремиться снижать цены нулевой рентабельности, но это все-таки не столь быстрый процесс.
Несмотря на «плаванье» указанных кривых и их довольно быструю модификацию со временем, можно делать вывод, что на сегодня в зоне 70-80 долларов за баррель у цен на нефть имеются мощные поддержки, которые будут пресекать длительное пребывание цен ниже указанного коридора. По распространенным оценкам при цене нефти в $80 за баррель приращение добычи на сланцевых месторождениях будет замедляться, а при цене $70 за баррель прирост добычи упадет до нуля. Так, на крупнейшем месторождении США Баккен при снижении долгосрочных цен до $70 за баррель добыча нефти сократится до 800 тыс. баррелей с сегодняшних 1,1 млн. баррелей.
Но еще раньше на снижение нефтяных цен будут реагировать более затратные проекты освоения глубоководных и арктических шельфов, а так же в Канаде добыча из нефтеносных песков глубокого залегания. Да и казахский проект Кашаган по разработке крупнешего месторождения на Каспии, стоимостью разработки порядка 50 млрд долларов при таких ценах на нефть тоже, возможно, придется замораживать.
Снижение цен на нефть уже начинает приносить свои печальные плоды. Число разрешений на бурение новых скважин в США в ноябре месяце упало на 40% по сравнению с октябрем (до 4,5 тысяч). А через 2-3 месяца начнет сокращаться число вновь введенных в строй новых скважин. При быстром снижении дебита сланцевых скважин через полгода можно прогнозировать остановку роста добычи нефти в США.
Между тем в ограничении дальнейшего снижения цен заинтересованы все государства экспортеры нефти, ведь снижение цен снизило прибыли компаний и стало создавать трудности государственным бюджетам. На рис. 10 представлены уровни цен нефти, которые закладывались экспортерами для верстки своих бюджетов.
Кроме того, долгосрочное снижение цен на нефть вызовет рост спроса. Крупнейший импортер нефти – Китай уже взвинчивает закупки. Так, в сентябре импорт нефти в Китай вырос на 7,8%, составив 27,6 млн. тонн, или 6,74 млн. баррелей в день, по сравнению с прошлым годом. А в средине октября количество танкеров, направляющихся в порты Китая, достигло максимальной величины за последние 9 месяцев.
Резюмируя можно заключить, что долгосрочно цены на нефть не смогут провалиться ниже важной зоны 70-80 долларов за баррель.
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.