Министры поспорили о том, что делать с той частью обязательных пенсионных взносов граждан, которая в 2014 году была перенаправлена из негосударственных фондов в государственный Пенсионный фонд России (ПФР). Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает, что эти деньги нужно вернуть негосударственным пенсионным фондам (НПФ). В ответ на это министр финансов Антон Силуанов заявил, что в бюджете для этого нет средств. Более того, те 243 млрд. рублей, которые Минфин сэкономил в результате этой операции, никто изначально и не собирался возвращать. И вообще, они уже потрачены на Крым и антикризисные программы.
Действительно, полгода назад, когда Федеральное Собрание приняло, а президент подписал закон «О накопительной пенсии», никто прямо не говорил о том, что эти средства изъяты у НПФ временно и рано или поздно будут им возвращены. Тогда в ходу был термин «заморожены». Много говорилось о том, что все НПФ пройдут санацию и переаттестацию и в итоге будут преобразованы из некоммерческих организаций в ОАО, чтобы избежать появления новых МММ-пирамид. Вопрос о деньгах попросту заболтали. Однако в финансовом сообществе теплилась надежда получить назад хоть что-нибудь. В противном случае ситуация напоминает поведение дворового хулигана, который пришел в песочницу и взял у малышей «поиграть» ведёрко и совочек.
Вообще, чем глубже вникаешь в ситуацию, тем больше возникает вопросов. Например, зачем нужна переаттестация НПФ. Ведь они уже проходили проверку в Центробанке и были признаны экономически состоятельными и финансово годными. Неужели ЦБ РФ отнесся к своим обязанностям халатно и у нас управлять пенсионными накоплениями вплоть до сегодняшнего дня мог любой проходимец? В это слабо верится, особенно глядя на то, как ЦБ РФ недрожащей рукой отзывает банковские лицензии.
После переаттестации из ныне действующих 130 НПФ, по прогнозам экспертов, должно остаться не более 20-30. И будут они действительно сильными игроками и по качеству активов, и по уровню доверия со стороны граждан. Вот только будут ли эти супер-НПФ доверять государственным структурам? Если у них еще раз «заморозят» деньги – например, на присоединение Аляски или на Летнюю Олимпиаду за Полярным кругом, – то на системе негосударственных пенсионных фондов можно будет смело ставить крест. Кто согласится заниматься этим делом, если в любой момент результаты твоего труда могут быть экспроприированы государством? И какой клиент согласится сотрудничать с НПФ, зная, что в конечном итоге его деньги окажутся в государственном пенсионном фонде? Обмануть кого-то можно только один раз. Государству стоит об этом помнить.
А тут еще 243 млрд. рублей. Именно эта сумма из частных управляющих компаний перешла в бюджет Пенсионного фонда. Благодаря этому маневру Минфин смог на эту же сумму уменьшит трансферт из федерального бюджета в ПФР для текущих выплат сегодняшним пенсионерам. Правда, в ПФР тут же прокомментировали: будущие пенсионеры ничего не потеряют, потому что эти деньги будут расписаны по их индивидуальным пенсионным счета, проиндексированы с учетом инфляции и включены в страховую часть будущей пенсии. И вообще, это даже выгоднее, чем держать деньги в негосударственных фондах. Тогда непонятно, зачем создавалась система негосударственных фондов, если эффективность их работы изначально была ниже, чем у ПФР.
Теперь о сэкономленных бюджетных средствах. Они пошли в резервный фонд на случай плохой экономической ситуации. И вот выясняется, что плохая экономическая ситуация уже наступила – Крым, сами понимаете, мы своих не бросаем. Но здесь уже законопослушный россиянин может задать правительству вопрос: «А почему проблемы Крыма решаются за счет моих пенсионных накоплений?»
Стоп, стоп, стоп… С каких пор эти накопления стали вашими? Отчисления в пенсионный фонд (неважно, государственный или частный) делаются работодателем с фонда заработной платы. Иными словам, речь идет о налоге, а не о вашем личном вкладе. Еще десять лет назад идеолог пенсионной реформы Михаил Зурабов четко дал понять: пенсионные накопления граждан – это собственность государства. Также со всей определенностью по этому поводу высказывался заместитель министра труда Андрей Пудов: «Существует иллюзия, что средства пенсионных накоплений – это средства самих граждан. Это средства, которые платит работодатель. Когда за нас платит работодатель и отчисления идут в негосударственные пенсионные фонды, эти деньги становятся собственностью НПФ и ни на один момент не становятся собственностью застрахованного лица». Кстати, именно поэтому граждане не могут наследовать эти средства.
При этом нельзя сказать, что государство действует непоследовательно. Наоборот, государственные структуры работают четко, хотя и недостаточно эффективно. Вот только информационная и идеологическая поддержка хромает. Или же государство просто не считает нужным держать ответ перед своими гражданами. А когда необходимость объяснить свои шаги все же возникает, то вместо предельно ясного и доходчивого разъяснения мы получаем пустопорожнюю демагогию о защите соотечественников и духовных скрепах.
И еще по поводу 243 млрд. рублей. Это были средства за весь 2014 год. И хотя прошло еще только шесть месяцев, все они уже потрачены. То есть государство продолжает ставшую уже привычной финансовую политику – тратит будущие доходы.
Что мы имеем в итоге? Из негосударственных пенсионных фондов изъяли 243 млрд. конкретных рублей и потратили их на выплату пенсий. Сэкономленные 243 млрд. конкретных бюджетных рублей также потрачены – на Крым и антикризисные программы. Короче, денег нет, зато на счетах будущих пенсионеров в ПФР появились виртуальные взносы, которые позднее будут конвертированы в виртуальные же пенсионные баллы, количество которых будет определять размер будущей пенсии. При этом судьба системы негосударственных пенсионных фондов выглядит неопределенной, а источники финансирования будущих государственных пенсий – сомнительными. Только об одном можно сказать со всей определенностью: государство недвусмысленно показало, что обладает монополией на пенсионные накопления граждан, а значит может их использовать по своему усмотрению.
Повторю то, о чем уже писал раньше. Когда вы достигнете пенсионного возраста, размер вашей будущей пенсии будет определяться не вашим стажем работы. И не тем, сколько денег или баллов будет в этот момент на вашем индивидуальном пенсионном счете. И не тем, кто управлял вашим счетом – государственный или частный фонд. Все будет определяться тем, какую сумму государство посчитает нужным выделить на выплату пенсий.
Если только для этих денег не найдется более интересное применение.
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.