На прошедшей неделе внимание всех заинтересованных было приковано к событиям, имевшим место в Шанхае. Заинтересованные задавались вопросом: будет ли наконец подписан столь шумно анонсированный контракт на поставки российского газа в Китай? Не то чтобы до последнего было непонятно, состоится или нет подписание документа. Просто до последнего сохранялась интрига, связанная со стоимостью продукта.
Но вот ситуация разрешилась. Российский Газпром и его китайский аналог China National Petroleum Corporation (CNPC) подписали договор о поставках газа из России в течение 30 лет. Первоначальные объемы поставок составляют не менее 38 миллиардов кубометров в год, в перспективе запланирован рост до 60 миллиардов кубометров. Всего за 30 лет Китай заплатит России 400 миллиардов долларов. Аналитики-эксперты-политологи, чтобы подпустить туману и показать себя более глубоко знакомыми с ситуацией, чем они есть на самом деле, в своих комментариях в этот момент пишут: «Контракт подписан, но вопросы остались». По моему мнению, вопросов не осталось, но есть определенные соображения.
В преддверии визита много говорилось о том, что переговоры России и Китая по газовому вопросу продолжались десять лет, и вот наконец стороны пришли к соглашению. Однако, это неправда, - точнее, не вся правда и не только правда. Российско-китайские газовые переговоры начались еще в 1994 году, то есть еще на десять лет раньше. В тот год был подписан протокол о намерениях проложить трубопровод от Ковыктинского газового месторождения (Иркутская область) в Китай. Потом о документе забыли на два года, и только в 1996 году в ходе официального визита Ельцина в КНР ситуация, казалось, сдвинулась с мертвой точки. Был подписан еще один меморандум – о подготовке технико-экономического обоснования проекта. Затем еще и еще подписывались соглашения о намерениях, однако никакого особого эффекта они не имели. Двадцать лет переговоры топтались на месте, потому что стороны не могли договориться о главном – о стоимости газа: китайцы требовали снизить цену, Россия на уступки не шла.
За это время, кстати, Поднебесная смогла договориться о стоимости газа – но не с Россией, а с Туркменией. И в настоящий момент получает порядка 25 миллиардов кубометров туркменского газа по трубопроводу, проходящему через территорию Узбекистана. К 2020 году эти поставки могут увеличиться до 65 миллиардов кубометров в год.
Но это касается только западных областей КНР. Восточная же часть страны, где как раз и сосредоточена основная китайская промышленность, по-прежнему испытывает недостаток ресурсов, который в дальнейшем будет только возрастать. В настоящий момент этот дефицит покрывается, в частности, поставками сжиженного газа из Австралии. Теоретически можно продлить трубопровод и расширить поставки газа из Туркмении и Узбекистана, но в этом случае стоимость продукта вырастет минимум на треть.
Вернемся к тому, что произошло десять лет назад. В 2004 году Газпром и CNPC стали обсуждать сразу два маршрута поставок — западный и восточный. С помощью этих трубопроводов в Китай ежегодно поступало бы 70 миллиардов кубометров газа. Когда начались поставки газа из Туркмении, переговоры по инерции продолжались еще какое-то время, однако в 2013 году от западного маршрута отказались. Ожидаемые поставки российского газа в итоге сократились до 38 миллиардов кубометров. Мне представляется, что китайцы обещаниями крупных закупок (70 млрд. м³) рассчитывали сбить цену; потом, заключив договор с Туркменией, они снизили объемы поставок вдвое, но продолжали настаивать на уже согласованной низкой цене.
Так по какой же цене в итоге будет Китай получать российский газ? Российские переговорщики отказываются называть конкретную цену. Это более чем странно, поскольку нам известны объемы поставок (1 триллион 140 миллиардов кубометров газа) и общая стоимость контракта (400 миллиардов долларов). Разделив стоимость на объем, мы получаем порядка 350 долларов за тысячу кубометров. Это меньше цены в 400 долларов, по которой российский газ покупает Европа. Это также на 18 долларов меньше цены, по которой со скидкой газ покупает (но не оплачивает) братская Украина.
Газпром с самого начала хотел установить европейскую цену на топливо – 400 долларов за тысячу кубометров, однако CNPC не хотела покупать российское топливо за такие деньги. Обсуждение цены продолжалось вплоть до самого последнего момента. В итоге стороны пошли на уступки. Как сообщил участвовавший в переговорах глава Роснефти Игорь Сечин, Владимир Путин предложил не взимать налог на добычу полезных ископаемых с месторождений газа, который затем отправится в Китай; китайская сторона, в свою очередь, предложила отменить ввозные пошлины на топливо.
Кстати, первый сигнал о том, что Россия готова в вопросе цены пойти на уступки, случился в начале 2014 года. Тогда в СМИ появилась информация, что Газпром готов продавать газ за 358–393 долларов за тысячу кубометров. Взамен корпорация якобы попросила предоплату в несколько миллиардов долларов. Возможно, визит главы Газпрома Алексея Миллера прямо перед визитом Владимира Путина в Шанхай был связан именно с этим. Кроме того, Игорь Сечин сообщил о том, что он сделал китайским партнерам еще одно важное предложение – он попросил пустить Газпром на китайские внутренние рынки.
При этом собственно трубопровода для поставок российского газа в Китай нет, его еще только предстоит построить. Газопровод с громким названием «Сила Сибири» будет начинаться от Чаяндинского месторождения в Якутии и заканчиваться во Владивостоке. В районе Благовещенска у трубопровода будет ответвление, через которое газ и будет попадать в Поднебесную. Это северо-восток Китая, и именно в этом регионе у Китая ожидается серьезный дефицит газа в будущем. К системе газоснабжения Китая также подключат Южно-Киринское месторождение на шельфе Сахалина. Сами поставки, скорее всего, начнутся лишь через пять лет.
Согласно проекту, первую очередь «Силы Сибири» запустят в 2017 году. Обойдется проект в 55 миллиардов долларов. Газпром вложит в строительство 30 миллиардов. Остальные 25 миллиардов даст Китай. Вот он, обещанный китайский аванс в счет будущих поставок.
При этом западные эксперты сомневаются в осуществимости этого проекта. По-видимому, сомневаются они не в темпах строительства нового газопровода, а в том, что в сибирских месторождениях хватит газа и для Европы, и для Китая. Сомневающимся ответил лично Путин. По возвращении из Поднебесной он заявил на Международном экономическом форуме в Петербурге, что поставки в Китай по восточному маршруту будут осуществляться с новых месторождений. Их запасов должно хватить не то чтобы на 30, а даже и на 50 лет.
И вообще, российского топлива хватит всем партнерам. Дело в том, что Газпром уже сегодня может увеличить добычу газа с 450 до 650 миллиардов кубометров в год. Ресурсная база, по словам Путина, это позволяет. Объемы добычи пока не увеличиваются, поскольку в настоящее время в этом нет необходимости. Даже в случае реализации западного маршрута поставки газа в Китай будут осуществляться не в ущерб европейцам.
Постойте, а разве от этого проекта не отказались? Как оказалось, не отказались. Более того, Путин заявил, что западный маршрут дешевле, а потому может быть реализован в более сжатые сроки. Правда, приоритетом все равно остается восточный вариант со своей новой ресурсной базой.
В этом случае все-таки возникает вопрос, но обращен он уже не к Газпрому, а к китайцам: При реализации западного маршрута поставок российского газа и с учетом грядущего увеличения поставок из Туркмении зачем вам такие гигантские объемы газа в пустыне Такла-Макан?
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.