Общаясь со своими друзьями, время от времени слышу от них эту фразу. Сразу хочу сказать, что друзья мои – люди умные, образованные, а потому современные российские реалии воспринимают они с известной долей скептицизма и критики. Конечно, на Болотную никто из них не ходил, но и про Гаранта слова доброго от них лишний раз не услышишь.
Между тем, если вдуматься, в этой фразе заключается глубокий подтекст. Предполагается, что наш лидер сделал что-то неоднозначное, за что в принципе может быть подвергнут критике. И сразу же становится понятно, что речь идет не о внутренних российских делах. Потому что российские власти (не только нынешние, но именно что все, буквально с момента становления российской государственности) для своего народа ничего никогда не делали, а только держали его, по меткому замечанию М.Е. Салтыкова-Щедрина, в состоянии постоянного изумления. И в состоянии же постоянного изумления российский народ в основной своей массе всё терпит и не ропщет, лишь изредка посмеивается. Ну, полетал с журавлями. Ну, достал из синего-синего моря парочку амфор. Ну, прокатился на желтой машинке по свежеуложенному асфальту от Читы до Владивостока (или куда там он ехал?). Ну, поцеловал мальчика в животик. Что ж теперь за это ему – импичмент объявлять?
А если неприятность вдруг случается – вроде Норд-Оста или АПЛ «Курск», так здесь и вовсе виноватого не найти. Сплошной разгул стихий и обстоятельства непреодолимой силы. Даже за взрыв в Домодедово никто не ответил. Просто планеты так сошлись…
Значит, речь идет не о внутреннем, а о наружном, так сказать, применении. Причем, контекст фразы предполагает, что совершённое деяние чьи-то интересы ущемляет к прямой выгоде России. Чьи интересы – понятно: заклятые друзья у России всё те же – США и Европа. Вот только не могу припомнить за последние тринадцать-четырнадцать лет ни одного события, которое ему бы с рук сошло. Ах, да – олимпийская война с Грузией в 2008 году. Но ведь тогда президент другой был, с него и спрашивайте. Значит, остается только самое последнее – Крым.
И вот здесь начинаются странности. Странности непоследовательной реакции Запада на действия России. При бурной риторике западных политиков реальные санкции кажутся смехотворными и несуразными. Вот не позвали Россию в Гаагу на встречу Большой Восьмерки, теперь уже Большой Семерки. Так об этом знаковом событии уже через три дня все забыли. Двадцать российских чиновников остались без шенгенских виз. Конечно, Россия сразу испугается и Крым вернет.
Или НАТО, например, заявляет о прекращении сотрудничества с Россией. Так, может, прекратите транзит своих грузов и воинских частей, которые через Ульяновск идут в Ирак и Афганистан? Власти США заставили НАСА отказаться от партнерских программ с Роскосмосом. Отлично, а кто вам продукты на МКС возить будет? И вообще, раз вы так, астронавта своего сами с МКС забирайте, а то мы его в открытый космос вытолкнем.
Между тем, для того чтобы доставить России неприятности – серьезные экономические и внешнеполитические неприятности, - есть масса возможностей. Приведу лишь два примера.
Пример первый – самолет Sukhoi Superjet-100. Во всех отечественных СМИ он преподносится как триумф российской инженерной мысли, прорывная разработка, достойный конкурент Boeing и Airbus. А между тем это самая обычная копродукция. Доля иностранных комплектующих, по различным оценкам, составляет от 55 до 80%. Причем, это только не шины и не эргономичные кресла, хотя и они тоже. В первую очередь это двигатели, авионика, гидравлика, вся электронная начинка. А поставщики – Франция, Германия, Италия. По контракту с мексиканской авиакомпанией Interjet (ABC Aerolíneas, S.A. de C.V) Объединенная Авиастроительная Корпорация должна поставить еще 14 самолетов. При каталожной стоимости лайнера порядка 30-35 млн. долларов срыв контракта принесет около полумиллиарда долларов только прямых убытков. Плюс штрафы, потеря новых контрактов, репутационный ущерб… Проявите принципиальность – откажитесь от сотрудничества. И тогда вы не только весьма болезненно щелкните Россию по носу, но и избавитесь от потенциального конкурента.
Второй пример, тоже авиастроительный. Корпорация Boeing закупает титан у российской корпорации ВСМПО-АВИСМА. Разве кто-то ведет речь о прекращении деловых отношений? Нет. Вместо этого на прошлой неделе Boeing вручил премию "Поставщик года" шестнадцати организациям в знак высочайшей оценки их эффективности и вклада в успех аэрокосмической компании в 2013 году. Лауреатами премии среди российских компаний стали Группа компаний "Прогресстех" и Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева.
Всё это наводит на мысль о том, что ситуация вокруг Крыма давным-давно разрешилась. Перед, во время, а скорее всего сразу после присоединения в неформальной беседе двух Гарантов была достигнута договоренность: «Мы забираем Крым, а вы что взамен хотите?». Что именно пожелала вторая сторона, станет известно в тот момент, когда Россия кардинально изменит свою точку зрения по какому-либо принципиальному вопросу и решительно поддержит действия США на международной арене.
Доказательства? Пожалуйста! 18 апреля в Женеве прошли переговоры между Россией с одной стороны и США, Евросоюзом и примкнувшей к ним Украиной – с другой. При этом вопрос о Крыме не то что не рассматривался – даже не планировался к рассмотрению. Обсуждали и в результате трудный и напряженных многочасовых переговоров приняли меморандум о нормализации ситуации на юго-востоке Украины. Меморандум, который не стоил бумаги, на которой был написан, поскольку уже на следующий день был нарушен. А чего вы ждали? Они и с Януковичем в феврале точно так же поступили. Тем не менее, Восточной Украине был дан четкий и недвусмысленный сигнал – на помощь России можете не рассчитывать.
Возвращаясь к началу. Политика – реальная политика – вершится за кулисами, дело это аморальное и малоаппетитное. Договоренности крупных держав всегда происходят за счет интересов мелких и слабых сателлитов. Поэтому при достижении обоюдной выгоды с рук может сойти всё что угодно.
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.