Стремительно принятые политические решения, стремительно проведенный референдум, моментально оформленное решение о вхождении в состав Российской Федерации… И вот Крым стал (или снова стал) российским. Искренняя радость крымчан понятна и предсказуема: они никогда не сомневались, что Остров Крым рано или поздно причалит к Большой Земле. Не станем сейчас говорить о юридической чистоте сделки. Порассуждаем об экономике.
На протяжении двадцати с лишним лет самостийности сменяющие друг друга центральные украинские власти – все без исключения – относились к Крыму с известной долей подозрительности. Причиной тому были крепкие пророссийские настроения как населения, так и – до определенной степени – местных властей. Киев вспоминал о Крыме только накануне очередных выборов. Тогда щедро раздавались обещания в надежде на голоса избирателей.
Обещания, но не инвестиции и не государственная поддержка. Не могу ничего сказать о других регионах Украины, о том, как там расходовались бюджетные средства. Что касается Крыма, то мне известен только один реализованный проект – это строительство терминалов по перевалке зерна в Севастополе в 2004 и 2009 годах. Причем, терминалы были построены на деньги частных инвесторов, в том числе небезызвестного Рината Ахметова. А киевские власти в это время размышляли над тем, как не платить за российский газ.
И вот теперь, став субъектом Федерации, Крым должен стремительно наверстать упущенную выгоду, чтобы не выглядеть бледно на фоне прочих российских регионов. При этом стараться решить все проблемы кавалерийским наскоком российским властям не стоит, ведь времени теперь для этого более чем достаточно. Однако решение ряда вопросов нельзя откладывать в долгий ящик.
Например, энергоснабжение. Крым зависит от поставок электроэнергии с Украины, и Украина ненавязчиво напомнила об этом, сократив поставки на 50%. Во-вторых, снабжение водой. Засушливый Крым до 80% своих потребностей покрывает днепровской водой, поступающей по Северо-Крымскому каналу. Конечно, перекрывать или засыпать канал Украина не станет, однако платить за воду теперь придется дороже. Кроме того, узким местом – в прямом и переносном смысле – является Перекоп. Это единственная сухопутная связь с материком, и Украине ничего не стоит ограничить трафик через новую границу. За примерами далеко ходить не нужно: если у России возникали претензии к украинскому сыру или карамелькам, на границе моментально выстраивались многодневные и многокилометровые пробки из украинских грузовиков. Плохому, как известно, учишься очень быстро.
Без сомнения, эти проблемы будут оперативно решены. Скорее всего, они уже решаются. Поэтому следует задуматься о следующем шаге – о перспективах развития крымской экономики в целом. И здесь принципиальными являются два вопроса – что развивать и как развивать?
По поводу того, что именно развивать, разночтений быть не может. Нужно использовать богатые природно-климатические ресурсы полуострова, поэтому развиваться будет сельское хозяйство (в первую очередь виноградарство и виноделие), развиваться будет сфера туризма и отдыха, большой потенциал есть в развитии транспортного транзита и, как следствие, портовых услуг. Все эти отрасли требуют привлечения значительных средств, как государственных, так и частных. При этом очевидно, что частные инвесторы могут быть только внутренними, поскольку в обозримой перспективе новый юридический статус Крыма едва ли будет признан мировым сообществом.
И вот, как только что стало известно, на совещании с членами правительства Дмитрий Медведев высказался за создание в Крыму особой экономической зоны. И мы сразу же молучили ответ на второй вопрос – как развивать? Ближайшие задачи по интеграции полуострова в государственное, экономическое и правовое пространство Российской Федерации будут сформулированы к середине апреля. Старшим по интеграции назначен вице-премьер Дмитрий Козак. Под его руководством первоначальные наработки к концу первого полугодия будут объединены в федеральную целевую программу, которая со временем будет преобразована в полномасштабную государственную программу.
Поскольку до недавнего времени Дмитрий Козак курировал в правительстве подготовку к Олимпиаде, можно предположить, что формат экономического возрождения Крыма будет выстраиваться по подобному сценарию. По аналогии с госкорпорацией «Олимстрой» будет создана госкорпорация по развитию Крыма («Крымстрой»?), через которую будут осваиваться бюджетные средства. Остается надеяться, что в данном случае будет возникать меньше вопросов относительно того, насколько эффективно расходуются государственные деньги. Ведь Дмитрий Медведев предупредил членов своего кабинета о личной ответственности за происходящее в Крыму. Конечно, министров предупреждают постоянно. Но, может быть, хоть в этот раз они послушаются?
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.