Российский рынок ценных бумаг традиционно вторичен. Сейчас на мировых рынках преобладают «медведи». Их настрой поддерживают прежде всего события в еврозоне. Как Вы можете оценить их воздействие на российский рынок?
Долговой кризис в Европе сильно влияет на оценку привлекательности активов развивающихся стран, включая Россию. Убытки и списания по бумагам проблемных стран еврозоны уменьшают аппетит к вложениям в рисковые активы, а также сужает возможность инвестирования иностранцев в российские бумаги.
Экономика еврозоны является первым кандидатом на скатывание в рецессию. После 0,2% прироста ВВП еврозоны во втором и третьем кварталах 2011 года это может произойти в любой момент. Особенно это вероятно в первом квартале 2012 года, поскольку индексы деловой активности в ЕС держатся в октябре—ноябре на сужающихся уровнях ниже 50. Кризис в еврозоне сказывается, естественно, на замедлении роста мировой экономики.
Российские компании, которые имеют активы в Европе или реализуют свою продукцию в ней, особенно чувствуют дыхание приближающегося кризиса в Европе, что недавно ярко продемонстрировал отчет НЛМК за третий квартал 2011 года. После включения в его состав европейских активов прибыль всей компании резко упала.
Еще большее влияние еврозона оказывает на экономику США через вовлечение капиталов американских банков на рынок суверенного долга стран еврозоны. Неприятности в банках вызовут некоторую цепную реакцию в остальной экономики США, которая является ведущей в мире.
Есть разные версии дальнейшей судьбы евро: сохранение еврозоны в нынешних границах, ее усыхание до крепкого ядра из 6–7 государств, распад еврозоны. Нуриэль Рубини, прославившийся точным предсказанием кризиса 2008 года, ныне экономический советник Барака Обамы, считает, что едва ли не единственный способ спасти евро — пойти на его радикальную девальвацию в 30–40%. Какой из вариантов Вам кажется наиболее вероятным и почему?
Вариант девальвации валюты является наиболее предпочтительным в условиях долгового кризиса. Это, во-первых, способ удешевить долг, номинированный в евро, а во-вторых, она дает возможность сделать более привлекательным экспорт, что особенно актуально для Европы. Намерения ЕЦБ снова понизить учетную ставку отвечают курсу на девальвацию евро (против доллара). До известной степени это отвечает и интересам США, поскольку обеспечивает приток капитала в страну и сохраняет спрос на американские казначейские бумаги. Поэтому дешевый евро — это магистральный путь для Евросоюза, который все-таки хотел бы остаться единым. Если экономический кризис удастся локализовать в Евросоюзе, то возможно «еврозона 17» даже выживет, выкинув, в крайнем случае, из своего состава одну Грецию. Однако если кризис начнет распространяться на США, то разлад в стане союзников неизбежен, еврозона начнет разваливаться. Тогда вряд ли останется крепкое ядро из 6–7 стран, так как Франция и Германия не захотят быть вместе в узком составе без противовесов в лице мелких партнеров. Возможно, останутся какие-то парные или тройные союзы вокруг Германии.
Что при самом, на Ваш взгляд, вероятном евросценарии произойдет с рублем и с российским рынком?
Евросценарий, при котором существует постоянный риск развала еврозоны, оказывает гнетущее впечатление на российский рынок. Однако пока проблема европейских долгов относительно локализована, цены на нефть остаются на приемлемом для России уровне, что является ключевым для фондового рынка и курса рубля. Пока есть напряженность на долговых рынках Европы, российский рынок не обретет четкую траекторию роста. Однако, если в США не начнется рецессия, а Европа сможет преодолеть тормозящий момент в экономике за счет дешевого евро и формирования механизмов финансовых гарантий стабильности в еврозоне, образуется вполне очевидная перспектива для восстановления цен акций.
Кризисогенна не только еврозона. Конгресс США мучается над программой сокращения бюджетного дефицита. Вместе с проблемами евро это увеличивает риск возвращения кризиса. Вы согласны?
Обостренное восприятие проблемы долгов — это потеря доверия инвесторов. Поэтому государству (США) приходится думать над сокращением программ стимулирования экономики, включая финансирование различных проектов и отмену льгот по налогам, что ограничивает свободу маневра в области экономической политики. В целом долговой кризис повышает и риски возвращения кризиса, и требования к государственному управлению. Однако текущая ситуация с регулированием госдолга в США отчетливо не сказывается на темпах роста экономики, хотя все равно существует зависимость между ростом госзатрат и ростом ВВП
Насколько российские рынки готовы к так называемой "второй волне кризиса"? Что Вы можете посоветовать рядовым участникам рынка?
Кризис уже идет, если говорить о кризисе долгов в Европе. Для России вторая волна кризиса – это падение нефтяных цен, к которому фондовый рынок готов лишь отчасти. Инвесторам еще предстоит понять, заработает ли механизм финансовых гарантий в ЕС на постоянной основе и в полном объеме. И согласится ли Германия выступать гарантом крепости Евросоюза. Поэтому можно посоветовать верить в восстановление рынка акций с крепкими стоп-лоссами за спиной.
Комментарии (0):
Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться.